Отчет за 2019 год

Содержание проекта МИП

1. Сведения об организации


1.1. Полное наименование организации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»

1.2. Должность, фамилия, имя, отчество руководителя организации

Директор Маркова Наталья Петровна

1.3. Должность, фамилия, имя, отчество руководителя проекта

Заместитель директора по УВР Глинская Ирина Степановна

1.4. Телефон, факс организации

8(38341)3-41-01

2. Сведения о реализации проекта


2.1. Наименование проекта

Создание модели организации профориентационной работы в школе в условиях реализации ФГОС

 

2.2. Актуальность, цель и задачи проекта

В федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования указано, что профориентационная работа является неотъемлемой частью программы воспитания и социализации школьников. В соответствии с ФГОС ООО выпускник основной школы должен обладать следующими качествами: ответственным отношением к учению, способностью к самообразованию, осознанным выбором и построением дальнейшей индивидуальной траектории образования.

Предметные, метапредметные и личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего общего образования должны обеспечивать возможность дальнейшего успешного профессионального обучения или профессиональной деятельности выпускников школы. Успешная реализация профориентационной работы на уровнях начального общего и основного общего образования создает условия для введения профильного образования на уровне среднего общего образования. В свою очередь профильное обучение на старшем уровне является одним из приоритетных направлений модернизации системы общего образования в Российской Федерации.

Актуальность проекта определяется не только общемировыми тенденциями в развитии экономики, становлением информационного общества, но и требующим разрешения базовым конфликтом между потребностями рынка труда,

с одной стороны, и мотивацией, характерологическими особенностями и профессиональными качествами работника – с другой. Задачи по формированию у молодежи мотивации к труду, потребности приобретать востребованные на рынке труда специальности становятся приоритетными в системе общего и профессионального образования.

В настоящее время в обществе наблюдается противоречие между потребностями рынка труда в рабочих кадрах и ориентацией выпускников общеобразовательных учреждений и их родителей на получение высшего профессионального образования. Слаженная и систематическая совместная работа школы и СПО поможет разрешить указанное противоречие.

Еще одной проблемой организации профориентационной работы в образовательных организациях является ее подмена профагитацией со стороны организаций высшего и среднего профессионального образования.

Таким образом, разработка системы профессиональной ориентации обучающихся, а также методических рекомендаций по ее внедрению в систему общеобразовательной организации, является необходимым условием формирования социально ответственного гражданина, готового к самореализации и раскрытию своего потенциала в выбранной профессии.

Цель проекта: Создание системы работы по профориентации на уровнях начального, основного, среднего общего образования, способствующую подготовке выпускников к непрерывному образованию как условию их конкурентоспособности, мобильности, личностной и профессиональной успешности.

Задачи:

- анализ инновационных моделей и практик формирования готовности обучающихся к непрерывному образованию в условиях введения ФГОС общего образования;

-обновление существующих и разработка новых локальных актов, регламентирующих деятельность школы в рамках тематики проекта;

-создание программы профориентационной работы для разных групп обучающихся с учетом их возрастных особенностей и познавательных интересов;

-отработка возможных моделей организации взаимодействия с образовательными и научными организациями, социальными партнерами по реализации заявленной теме проекта;

-разработка и апробация мероприятий профориентационной направленности для обучающихся начальной школы, создание системы методического обеспечения их реализации;

-разработка и апробация модели мониторинга, комплекса диагностических и оценочных средств для определения эффективности работы школы по профориентации и профилизации учащихся;

-разработка модели организации профильного обучения на уровне СОО при переходе на ФГОС СОО.

2.3. Ссылка на посвященный проекту раздел официального сайта организации в сети Интернет

/school13/index.php/munitsipalnye-proekty

2.4. Инновационные механизмы в той или иной сфере образования на муниципальном уровне, которые разрабатываются в результате реализации проекта

Модель организации профориентационной работы в образовательной организации в условиях реализации ФГОС (в процессе учебной и неурочной деятельности, на классном и общешкольном уровнях, в сотрудничестве с учреждениями, ведомствами, общественными организациями различного уровня).

-методические материалы для работы с обучающимися, педагогами, родителями (законными представителями) обучающихся;

-механизм разработки и внедрения инновационных образовательных программ и проектов, в том числе в условиях внедрения ФГОС.

2.5. Срок реализации проекта

3 года

2.6. Основные потребители (организации, группы граждан) результатов проекта

Обучающиеся МБОУ СОШ №13, обучающиеся, родители (законные представители) обучающихся, педагогическое сообщество, образовательные организации, предприятия города, региона.

2.7. Количество педагогов, обучающихся, родителей, задействованных в реализации проекта

Педагоги – 69

Обучающиеся – 1250

Родители – 700

2.8. Организации – соисполнители проекта (при их наличии, с указанием их функций)

МКУ «УО и МП»: стратегическое сотрудничество по организации образовательного процесса.

МБУ ЦРО: сотрудничество в методическом сопровождении образовательного процесса.

ГАУ НСО «Центр развития профессиональной карьеры»: сотрудничество по вопросам определения критериев эффективности профориентации учащихся школы и определения банка методик диагностики выявления профориентационных предпочтений обучающихся, в том числе и на выявление индивидуальных особенностей, потребностей и профессиональных предпочтений младших школьников.

МБОУ ДОД: ДШИ «Берегиня», ДООЦТ «Юность», ГЦДТ, учреждения культуры г.Бердска: ДК «Родина», ЦБ филиал №3,4, ГИХМ, общественные организации (Советы ветеранов Великой Отечественной войны, Афганистана, Бердское отделение Общероссийской общественной организации ветеранов Вооруженных Сил РФ), спортивные- ДЮСШ «Восток», ДЮСШ «Авангард», СК «Кристалл», Военный комиссариат г. Бердска, ЦГБ г. Бердска, ОВД по г.Бердску, ТЦСПСиД «Юнона»: -обеспечение непрерывности образовательного процесса через интеграцию связей образовательных и культурно – досуговых учреждений микрорайона; проведение совместных мероприятий по профориентации, психологическое и педагогическое консультирование, социальная помощь семье и детям.

Учреждения НПО города Бердска и Новосибирска, ВУЗы города Новосибирска, центр занятости города Бердска, предприятия Бердска, ФГКУ «5 отряд ФПС по НСО», музей истории профессионального образования Новосибирской области, ГАУ ДПО НСО «Новосибирский центр развития профессионального образования»: - прохождение профессиональных проб и практик, информационное обеспечение профориентационной работы и профильного обучения, помощь в тестировании, подборе методик, участия в мастер-классах, региональном чемпионате «Молодые профессионалы», Фестивале профессий.

2.9. Продукты проекта

Приложение №1 к отчету*

2.10. Эффективность проекта


2.10.1. Система мониторинга эффективности проекта

Приложение №2 к отчету*

2.10.2. Эффекты реализации проекта (по итогам мониторинга)

Приложение №3 к отчету*

2.11. Основные риски реализации проекта

-Уменьшение объема финансирования, увеличение цен на расходные материалы

-Чрезмерная загруженность учащихся основной учебной программой

-Появление на рынке организаций, оказывающих профориентационные услуги

-неэффективная (неактивная) реализация отдельными педагогами на практике  мероприятий проекта;

-недостаточная компетентность отдельных педагогов по заявленной теме;

-недостаточная заинтересованность отдельных родителей (законных представителей) в активном участии в профориентационной работе и самоопределении ребенка;

-недостаток финансирования.

 

2.12. Результаты реализации проекта представлены (публикации, выступления на конференциях, семинарах, участие в выставках, конкурсах и т.д.):

Публикация на образовательном портале Просвещение, Диплом Победителя (II место)  всероссийского дистанционного конкурсного мероприятия с темой конкурсной работы «Профориентация в начальных классах. Расширение кругозора учащихся в мире профессий» (Кочнева И.Л., учитель начальных классов).   Ссылка: http://prosveshhenie.ru/konkursy/s_publikaciej_na_sajte/material?n=38458

Публикация на официальном сайте издания «Слово педагога» в разделе Работа по профессиональной ориентации в начальной школе по теме «Первые шаги в профориентационной подготовке младших школьников» (Кочнева И.Л., Нагоринкова О.Г., учителя начальных классов).

Ссылка:http://slovopedagoga.ru/servisy/publik/publi?d=10174

Публикация на официальном сайте Всероссийского журнала «Педагогический опыт» статьи «Из опыта профориентационной работы со школьниками 5-8 классов» Сулаймановой М.К., учителя истории и обществознания.

Ссылка: http://www.pedopyt.ru/categories/19/?utm_source=certificate_letter&utm_medium=email&utm_campaign=pedopyt_ru

     

 


Приложение № 1 к отчету.

2.9. Продукты проекта.

-Банк методических материалов (программа профориентационной работы на общешкольном уровне, программы внеурочной деятельности- 10-11 класс-«Путь к успеху», 5-9 классы-«Путь к профессии», 1-4 классы- «Введение в мир профессий»,  Положение о проведении фестиваля «Мир науки глазами детей», сценарий деловой игры «Иду устраиваться на работу», Положение к конкурсу компьютерных презентаций «Иллюстрации к профессии»);

-Банк методических материалов по мониторингу эффективности деятельности образовательной организации по профориентационной работе- определена структура деятельности педколлектива по проведению профориентационной работы и реализации МИП;

- разработаны индивидуальные образовательные маршруты для обучающихся профильных классов;

-разработаны и реализуются программы курсов по выбору и внеурочных курсов профориентационной направленности: «Тропинка к своему Я», «Лестница развития» для начальной школы,  «Школа профессионального самоопределения» для 9-х классов, «Я выбираю профессию» для 8-х классов, проектный час «Профессии моих родителей»  для 7-х классов;

-Банк методик диагностики выявления профориентационных предпочтений обучающихся, в том числе и на выявление индивидуальных особенностей, потребностей и профессиональных предпочтений младших школьников:

Опросник «Ориентация», тест определения структуры интеллекта Амптхауэра, тест Беннета, тест Голланда, методика «Цветовой диагностики сферы деятельности» , методика «Мотивации выбора профессии», опросник профессиональной готовности ОПГ 6, методика Йовайши «Сфера профессиональных предпочтений учащихся», методика «Как выбрать профессию?».

-Информационно-методические материалы из опыта работы по реализации проекта на уровне города и области: публикации работ на  (публикации на  интернет-порталах см. п. 2.12).

 


Приложение № 2 к отчету.

2.10.1. Система мониторинга эффективности проекта

Предметом мониторинга являются:

  1. Выполнение задач Проекта.
  2. Расхождение между запланированными мероприятиями и фактическими.
  3. Расхождение между планируемыми результатами и достигнутыми.
  4. Расхождение между предполагаемым перечнем рисков и реально возникающим (в ту или другую сторону: в + или в –).
  5. Уровень организации отдельных мероприятий.

Внутренний мониторинг включает следующие мероприятия: заседания рабочей группы по реализации проекта.

Внешний мониторинг включает следующие мероприятия: публичное представление результатов реализации Проекта (1 раз в год) и «обратную связь» с родителями обучающихся, для мониторинга состояния их удовлетворенности.

Результаты мониторингов рассматриваются на педагогических советах, размещаются на официальном сайте школы.

Используемые методики:

  1. Мониторинг профпригодности (карта интересов А. Голомшток в модификации Г. Резапкиной).
  2. Профессиональный тип личности (автор Холланд).
  3. Методика отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е.А. Климова, и методика определения сферы труда

Модель оценки (самооценки) системы профориентационной работы с обучающимися в общеобразовательной организации:

1.Мониторинг предпочтений обучающихся и состояния профориентационной работы

2.Наличие программ исследований по изучению степени и форм влияния, намерений родителей в выборе детьми профессии/специальности

  1. Наличие документов, отражающих процесс формирования учебных планов различного профиля в соответствии с личными планами, образовательными запросами обучающихся

4.Наличие документов, отражающих анализ участия педагогических работников ОО в профориентационной работе

5.Участие образовательной организации в региональных, всероссийских исследованиях по профориентационной работе

  1. Обеспечение преемственности общего и профессионального образования
  2. Участие обучающихся в «Днях открытых дверей», «Ярмарках профессий», посещение «Музеев профессий»

8.Участие обучающихся в профессиональных пробах в профессиональных образовательных организациях по профессиям/специальностям, входящим в ТОП-50

9 Участие обучающихся в чемпионатах WSRJ

10.Организация и сопровождение проектно- исследовательской деятельности обучающихся с привлечением специалистов ПОО

11.Освоение обучающимися программ профессионального обучения (с выдачей документа)

12.Взаимодействие с работодателями с учетом мониторинга потребностей рынка труда

13.Участие обучающихся в профессиональных пробах на базе организаций/предприятий

14.Организация встреч обучающихся с работодателями, социально-значимыми личностями из разных профессиональных сфер

  1. Участие работодателей в реализации предмета «Технология»

16.Организация «Профканикул» (каникулярных тематических смен для обучающихся) с участием работодателей

  1. Программно-методическое обеспечение профориентационной работы :

17.1.Наличие и реализация программ внеурочной деятельности на основе профессиональных проб 17.2. Включение профориентационной работы в Программу воспитания и социализации

17.3.Наличие сценарных планов, проводимых деловых игр по финансовой грамотности и предпринимательской компетентности как формы профориентации

17.4. Наличие и использование УМК «10 шагов к профориентации»

17.5.Наличие документа, регламентирующего подготовку индивидуальных проектов по профессиональной тематике

  1. Профориентационная работа при изучении предметов

18.1. Наличие отдельных разделов/тем профориентационной направленности в рабочих учебных программах по предметам

18.2. Использование возможностей сетевого взаимодействия при реализации предмета «Технология» в центрах цифрового и гуманитарного образования, технопарках

18.3. Реализация программ внеурочной деятельности в поддержку предметов профориентационной направленности

18.4.Включение содержания конкурсных заданий чемпионатов WSRJ в рабочие учебные программы

18.5.Организация социально-значимых мероприятий профориентационной направленности

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам профориентации

19.1. Участие в проектах по профориентации

19.2.Регулярное участие педагогического коллектива в обучающих мероприятиях по профориентации

 


Приложение 3. Эффекты реализации проекта.

1.Самоопределение выпускника школы: из 110 выпускников основной школы в 2018-2019 учебном году имели трудности в выборе дальнейшего пути получения образования 3 выпускника (сдавали итоговую аттестацию в дополнительные сроки, поэтому пошли учиться в те заведения, в которых на середину сентября были свободные места), из 53 выпускников средней школы 2 выпускника-не могли определиться с выбором, поступили туда, куда прошли по конкурсу. Остальные, по их же отзывам, поступили учиться туда, куда хотели.

2.Ориентированность выпускника в поле профессионального выбора в условиях реального и потенциального рынка труда и образования: Новосибирский информационно-образовательный сайт опубликовал список самых востребованных профессий Новосибирской области, среди них- инженеры, IT-специалисты, врачи, лаборанты, парикмахеры, печатники, повара, станочники, техники по ремонту автотранспорта, технологи пищевого производства, швеи, электромонтеры по ремонту и обслуживанию электрооборудования, фельдшеры. Из 110 выпускников 9-х классов 52 выпускника выбрали обучение в НПО, из них 40 (примерно 78%) выбрали обучение именно по востребованным специальностям по НСО. Из 53 выпускников 11-х классов на инженерные специальности, и специальности, связанные с информационно-коммуникационными технологиями поступили  17 человек, на медицинские факультеты- 6 человек ( как в ВУЗы, так в колледжи).

По данным анкетирования обучающихся выпускных классов информированность о востребованных специальностях НСО на данный момент и ближайшее будущее составляет 80%, доля обучающихся, имеющих ясное представление о требованиях профессии к человеку, конкретного места ее получения- 56%, доля обучающихся, самостоятельно проявляющих активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана- 37%, доля обучающихся, у которых сформировано отношение к труду как к жизненной ценности и прямо соотносится с потребностью в обоснованном выборе профессии- 60%, доля обучающихся, имеющих полную и адекватную информацию о профессионально важных качествах- 55%, доля обучающихся, обладающих умением соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей- 50%, доля выпускников, поступивших в ВУЗы в соответствии с профилем обучения на уровне СОО- 76%, причем среди выпускников химико-биологического профиля- 75%, информационно-технологического профиля- 100%, социально-экономического профиля- 52%.

3.Усиление взаимодействия семьи и школы в интересах развития ребенка:

Проведено общешкольных родительских собраний- 4 «Организация предпрофильного обучения в школе», «Результаты профориентационного тестирования и анкетирования восьмиклассников», «Рекомендации психолога по профессиональному самоопределению детей»,  «Итоги ОГЕ-9. Подготовка к ОГЕ-9 в 2019 году. Выбор профессии»,  классных 41. Присутствовало родителей- 900

Индивидуальные профконсультации- 25, групповые- 12- детей- 35, родителей- 18.

Проведение открытых уроков для родителей- 3, присутствовало родителей- 17

Проведение совместных мероприятий с родителями (спортивных, интеллектуальных, развлекательных, гражданской, патриотической направленности)- 8, детей- 108, родителей- 29

Работа родительских комитетов в каждом классе и совета родительской общественности

Корректировка социального паспорта класса

День открытых дверей класса - в мае- в каждом классе, привлечено родителей- 117

Проведение классных часов родителями по профессии- 8, обучающихся- 198, родителей- 12

4.Расширение социального партнерства в рамках профориентацонной работы и профильного обучения:

Заключено новых договоров о сотрудничестве- 2 (с БМК и СибУПК), продлены договоры о сотрудничестве- 5

 в рамках участия во всероссийских проектах «ПроеКТОриЯ», «Билет в будущее», «Zaсобой», «Профнеделя РФ», «Мой первый бизнес», «PROбудущее», «Популяризация предпринимательства», «Капитаны России) впервые организовано посещение следующих учебных заведений и профессиональных организаций: 6- ВКИ НГУ, ГПНТБ, СибУПК, Новосибирский промышленно-экономический колледж», Новосибирский авиационный технический колледж им. Б.С. Галущака, Новосибирский промышленно-энергетический колледж.

Посещено:

-в рамках дней открытых дверей- 10 учебных заведений (ГБПОУ НСО «БПК», ГБПОУ НСО «БЭМК», ФГБОУ ВО «СибГУТИ»», ФГБОУ ВО «РАНХиГС», ФГБОУ ВО «НГТУ»  «СГУПС», ФГБОУ ВО «НГУ», ФГБОУ ВО «НГПУ» ФГБОУ ВО «НГАУ»)

Встречи: с сотрудниками ФСБ по НСО, с представителями  НГУЭУ, - 5 человек

с представителями исполнительной власти НСО,  ГУФСИН, ОМВД, Военный комиссариат г. Бердска, ФГКУ «5 отряд ФПС по НСО», с бывшими выпускниками МБОУ СОШ № 13 –учащимися ГБПОУ НСО «БЭМК», ГБПОУ НСО «БПК», специалистом ПДН (полиции г. Бердска), с выпускницей школы, студенткой ФГБОУ ВО «НГУ», факультета психологии, беседа и рассказы  об условиях и особенностях обучения в образовательных учреждениях, о студенческой жизни ребят. – всего 10 встреч, участники- обучающиеся- 204 человека, представители организаций- 14.

Профориентационные игры, организованные студентами «НГУ» факультета психологии: «Выбор профессии», «Если бы я был мэром города…» - участников- 38

В рамках Фестиваля науки в октябре 2019 года посещены: ИЯФ им. Буткера СО РАН, биотехнопарк наукограда Кольцово, выставочный зал СО РАН (лекции Новые профессии и ученые будущего, БАДы: инструкция по применению), день открытых дверей Иститута цитологии и генетики СО РАН – всего- 5 педагогов, 47 обучающихся.

Участие в каникулярной школе предпринимательства «Бизнес-старт» на базе МАОУ «Экономический лицей» г. Бердска (11 чел, 1 педагог).

Участие в юниорских соревнованиях регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (1 человек, диплом участника в компетенции «Технология моды», 1 педагог).

Посещение регионального чемпионата «Молодые профессионалы»(WorldSkills Russia) – 8 педагогов, 5 родителей, 87 обучающихся.

участие в финале Всероссийского конкурса Лучшие социально-предпринимательские проекты «Капитаны России» в составе группы (победители). 1 человек, (Прокопьев Егор, 11А, выигрыш- грант 100000 рублей на обучение в Университете имени Г.В. Плеханова).

Проведено психодиагностическое исследование (тестирования) среди учащихся 9-х,11-х классов, «Профессиональное самоопределение» - 267 человек

Посещение выставки робототехники «Роботекс» г. Бердск.- 4 классы, 65 обучающихся, 4 педагога, 9 родителей

Поездка в «Город профессий» г. Новосибирск., 1-4 классы, - 86 человек детей, 12 родителей, 16 педагогов.