Комплекс коррекционно-развивающих упражнений.
Фонетические зарядки.
- Назвать по одному гласному звуку.
Цель: формировать умение определять гласные звуки и буквы, закреплять знания о главных признаках гласных звуков.
- Назвать по одному согласному звуку.
Цель: дать представление об основных признаках согласных звуков и букв.
- Назвать слоги из звуков [З], [И],[ А].
Цель: формировать умение подбирать слоги на заданные звуки.
- Придумать слова с заданным звуком. [Р], [А], [О] ,[З] и т. д.
Цель: уметь назвать наибольшее количество слов на заданные звуки.
- Придумать слова со звуками [с-ш, с-з, к-г, д-т] и т.д. (изучаемые звуки.)
Цель:формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных.
Первый ребенок называет слово со звуком [с], а второй со звуком [ш].
- Назвать слова, в которых 2, 3, 4, слога.
Цель: формировать умения различать слово и слог, определять количество слогов в слове, делить слова на слоги.
- Назвать гласный звук в словах: мак, сук, дом, лак, лук, кот и т.д.
Цель: формировать умение определять гласные звуки и буквы, закреплять знания о главных признаках гласных звуков.
- Скажи наоборот.
Цель: формировать умения различать слог и слово, подбирать слоги на заданные звуки.
*учитель говорит прямой слог, а ученик- обратный;
*учитель дает слог с твердым звуком, ученик - с мягким;
*учитель говорит слог с глухим звуком, а ученик - со звонким.
- Подбор слов по схеме, начерченной на доске.
Цель: продолжать закреплять подбор слов к заданным схемам, развитие воображения, внимание, мышление.
Фонетические упражнения
- Учитель называет звук, а дети поднимают кружочки: красный – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный.
Цель: учить детей давать характеристику звукам.
- «Поймай» звук (подними руку), если услышишь заданный звук.
Цель: развитие воображения, фонематический слух, внимание, мышление, нахождение места звука в слове.
- Угадай слово по первому и последнему звуку и его описанию. Например, в его названии первый звук ж, последний ф, у него длинная шея. Кто это?
Цель: уточнить представление о существенных признаках звуков и букв; учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.
- Придумай слово со звуком… Выбери слово со звуком… Кто больше назовет слов со звуком…
Цель: уметь назвать наибольшее количество слов на заданные звуки.
- Выбери картинку в названии которой есть звук… .
Цель: развитие воображения, фонематический слух, внимание, мышление, нахождение места звука в слове.
- Найди похожие слова и объясни, чем они отличаются. ( Это стол– за ним сидят, это стул – на нем сидят.)
Цель:учить сопоставлять звуковое и буквенное обозначение слов.
Игровые приемы
- «Измени слова»
Цель: закреплять понятие, что один звук может изменить все слово.
Методика: уметь ставить звук на заданное место.
а) добавляя звук в начале слова: рот - крот, мех- смех, челка- пчелка, Оля- Коля, Аня- Ваня, осы- косы, луг- плуг, игры- тигры, дочка- удочка, точка- уточка, еда- беда, пушка- опушка;
б) добавляя звук в конце слова: бок- бокс, вол- волк, пар- парк, пол- полк, стол-столб, лис-лист;
в) изменяя один звук слова (цепочка слов): сом- сон- сук- суп- сух- сох- сор- сыр- сын- сон и т.д.;
г) переставляя звуки: пила- липа, палка- лапка, кукла- кулак, волос- слово, карп- парк, гора- рога, ручка- круча, мол- лом, нос- сон.
Или можно использовать четверостишия:
С «Ч» я над морем я летаю,
С «Г» в машинах я бываю. ( чайка- гайка)
С «М» меня ты надеваешь,
С «Л» собаку называешь. ( майка- чайка)
С «К» я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С «П» от вас я не таю-
В каждом классе в ряд стою. (карта- парта)
С «Б» смертельной я бываю,
С «М» меха я пожираю,
С «Р» актеру я нужна,
С «С» для повара важна. (боль - моль-роль-соль).
- «Составить из букв»
Цель: развитие воображения, внимание, мышление.
Методика: какие слова можно составить из букв следующих слов: ствол (стол, вол); крапива ( ива, парк, пар, рак, Ира.)
- «Образовать цепочку слов»
Цель:развитие концентрации слухового внимания, слуховой памяти на материале неречевых звуков.
Методика: от записанного на доске слова образовать цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего: дом- мак- кот- топор- рот- тарелка- арбуз…
- «Игра в кубик»
Цель: продолжать закреплять подбор слов к заданным схемам, развитие воображения, внимание, мышление.
Методика:дети бросают кубик. Их задача- придумать слово, количество звуков в котором соответствует количеству точек на выпавшей грани кубика.
- «Звук выпал»
Цель: закреплять понятие, что один звук может изменить все слово. Уметь ставить звук на заданное место. .
Методика: какой звук выпал из слова? Например, крот- кот, лампа- лапа, пилка- пила, мушка- мука.
- «Общий звук в словах»
Цель: развитие воображения, фонематический слух, внимание, мышление, нахождение места звука в слове.
Методика: назвать общий звук в словах, записать соответствующую букву. Прочитать слитно слово, которое получилось из выделенных звуков:
луна- стол л
кино- игла и
лампа- мышь м
окна- дом о
нос- Анна н.
- «Как называется цветок»
Цель: развитие воображения, фонематический слух, внимание, мышление, нахождение места звука в слове.
Методика: детям предлагается условное изображение цветка. На его лепестках нарисованы различные предметы. Название цветка можно узнать, если выделить из названий предметов третий звук. Например, на лепестках нарисованы: лапа, свинья, стол, санки (пион).
Можно предложить выделить второй звук: арбуз, лодка, азбука, машина (роза).
- «Раскладывание картинок»в соответствии с данными графическими схемами.
Цель: продолжать закреплять подбор картинок к заданным схемам, развитие воображения, внимание, мышление.
Дифференциация звуков по звонкости- глухости
- Сочетания звуков.
Цель: развивать фонетический слух и произносительные умения и навыки.
Методика: дети повторяют за учителем сочетания звуков: б- п, п- п, б- б- п.
- Сочетания слогов.
Цель: активизация знаний о глухих и звонких согласных.
Методика: повторяют за учителем сочетания слогов: ба-ба-па, па-ба-па.
- Игра «Молчанка».
Цель: продолжить закреплять навык проверки парных звонких и глухих согласных.
Методика: определяют звонкий или глухой первый звук слога, обозначают его следующим жестом (звонкий- кисть руки в виде колокольчика, глухой- уши закрывают ладошками.)
- Игра «Наоборот»
Цель: развивать фонетический слух и произносительные умения и навыки.
Методика:один ученик называет слог, другой отвечает ему слогом с оппозиционным согласным. Игра идет по цепочке. Логопед помогает детям, показывая им гласную букву, которую нужно использовать. Может получиться цепочка: па-ба, бо-по, пу-бу,бы-пы…
- Картинка с домиком.
Цель: активизация знаний о глухих и звонких согласных.
Методика: Дети распределяют предметные картинки, укладывая их на картинку с домиком, где нарисован звоночек или на другую, где его нет, в зависимости от звонкости- глухости первого звука в названии предмета.
- «Обозначаютодной первой буквой слова»
Цель: формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных.
Методика: обозначают одной первой буквой слова, которые называет учитель: башня- пашня, бочка- почка.
- Игра «Найди ошибку»
Цель: закреплять навыки проверки написания парных звонких согласных.
Методика: логопед читает стихотворение, учащиеся определяют неверное слово, исправляют ошибку. Четверостишие повторяется вместе с детьми в исправленном виде.
Много снега во дворе.
Сашка и Егорка,
Взяв лопату и ведро,
Вышли делать корку.
Птицам голодно зимой,
Вышел наш Егорка
И для птиц не пожалел
Румяной свежей горки.
Мы играем во дворе,
Я зову собачку,
Запрягаю как коня,
И везу с ней дачку.
На каникулах Сережа
Не решал задачки
Он все лето отдыхал
Под Москвой на тачке.
- Игра «Буква ищет свой предмет»
Цель: формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных.
Методика:на доске или на наборном полотне выставлены картинки с изображением предметов, составляющих одну родовую группу, например, овощи. Все названия предметов проговариваются, соотносятся с родовым понятием. Игра сопровождается словами: «БукваП пошла искать свой предмет.» Дети отбирают картинки, в названиях которых есть звук П: «Это помидор, репа» и т.д. Названия овощей записываются в тетради и на доске.
- Работа со словосочетаниями
Цель: формировать умения правильно вставить нужную букву в слова.
Методика: Работа со словосочетаниями, где в словах пропущены буквы. Детям нужно вставить нужную букву. Например:
Глу.ый .аран, .ольшой .ирог, ка.итан на .алубе, хле.ные .алочки и т.д.
Дифференциация звуков по твердости- мягкости
- «Работа со слоговыми таблицами»
Цель:закрепить умение проводить дифференцацию твёрдых и мягких согласных звуков обозначаемых с помощью гласных букв и букв ь; развивать слуховое внимание, кратковременную память.
Методика: таблица представляет собой написанные столбиком пары слогов: ла- ля, са- ся, ра- ря, та- тя, ма- мя, да- дя, на- ня, ва- вя.
Задания к таблице:
а)чтение учителем первой пары слогов с утрированным произнесением согласного, после чего учитель обращается к детям с вопросами:
- Одинаково ли произносится звук в первом и во втором слоге? В чем разница?
В случае затруднений учитель помогает, конкретизируя вопрос:
-В каком слоге звук л произносится мягко, а в каком твердо?
Так проводится работа с каждой парой слогов.
На основе ее учащимся можно предложить сделать обобщения, задав вопросы:
-Как произносятся согласные в первом столбике?
- Во втором?
- Какая гласная стоит после твердых согласных?
- Какая гласная стоит после мягких согласных?
б) запись слоговых структур парами (3-4 пары).
Подчеркиваем твердые согласные одной чертой, а мягкие – двумя.
в) выделение согласного из слога. Дети читают слоги парами, выделяя согласный. Важно научить детей вслушиваться в то, что они прочитывают, и произносить изолированно. Согласный так, как он слышится в данном слоге.
г) запись нескольких составленных по таблице слов. Подчеркивание мягких и твердых согласных.
- «Работа со словами»
Цель: закрепить умение правильно обозначать на письме мягкость и твердость согласных в слоговых структурах.
Методика:
а) Из слова выделить слог показать его на таблице. Слова : мясо, масло, ряженка, радуга, Витя, Рита и т. д.
б) Придумывание слов с указанным учителем слогом: слово может начинаться с данного слога; слог может быть в любой части слова.
в) различение слов- паронимов.
Эта работа предполагает научить детей находить сходство и различие между словами. Например, учитель пишет на доске: в_зы и просит отгадать, какая буква пропущена в этом слове (а). Затем он обращается к детям с вопросами:
- Как слышится согласный в – твердо или мягко?
- Что такое вазы?
- Какое получится слово, если звук б произнесем мягко?
- Какую гласную напишем после мягкого в?
- Что такое вязы? ( если слово непонятно, объяснить.)
На доске, а затем в тетрадях записываются оба слова.
Затем дети определяют, чем звуки отличаются в произношении и написании.
Учитель обращает внимание детей на то, как меняется смысл слова в зависимости от произношения звука в.
Далее целесообразно дать предложения с пропущенными словами. Учащиеся догадываются, какое слово по смыслу (вазы- вязы) нужно вставить в предложения.
г) Игра «Наоборот»
Учитель называет слова с твердым согласным, а дети- паронимы с мягким согласным, и наоборот.
Слова – паронимы
О-е
А-я
У-ю
Ы-и
Поток- потек
Тома- Тема
Дома- Дема
Поднос- поднес
Ров- рев
Воз- вез
Мал- мял
Мать- мять
Вазы- вязы
Флаги- фляги
Рад- ряд
Юла- Юля
лук- люк
тук- тюк
пилу- пилю
клушка- клюшка
катушка-Катюшка
суда- сюда
круг- крюк
выл- вил
был- бил
мыл- мил
ходы- ходи
колы- коли
лыжи- лижи
мышка- мишка
- Игра «Подними букву»
Цель: повторить способы обозначения твёрдости и мягкости согласных звуков на письме.
Методика: У каждого ученика две карточки с буквами а и я. Учитель называет слово, а ученики показывают карточку с нужной буквой.
- «Вставить в слово пропущенную букву»
Цель: дать представление о твёрдых и мягких согласных звуках.
Методика: Большое место в работе по различению твердых и мягких согласных занимают упражнения, где учащимся надо вставить в слово пропущенную букву. Работа может строиться как игра, формы проведения которой можно разнообразить. Например, можно приготовить из бумаги ромашку величиной приблизительно с блюдце. На обратной стороне каждого лепестка написать слово (сал_т, кол_ска, сол_нка, пл_кса и т. д. ). Ученики отрывают по лепестку, читают про себя слово, вписывают пропущенную букву и объясняют свои действия. Если работа выполнена правильно, лепесток остается у ученика. В конце игры количество лепестков, имеющихся у каждого, подсчитывается, выявляется победитель. Аналогичную работу можно провести, приготовив из бумаги не ромашку, а отрывной календарь, аквариум с рыбками и т.д.
- Игра «Почтальон»
Цель: формировать умения правильно вставить нужную букву в слова.
Методика:во время занятия почтальон доставляет открытки адресатам. На открытках дано определенное количество слов с пропущенной гласной или целые предложения, включающие эти слова. Ребенок, получивший письмо, читает текст, вставляет пропущенные буквы, дает объяснения. Такая работа вносит оживление, повышает интерес к работе.
- Игра «Исключение 4-го лишнего»
Цель: повторить способы обозначения твёрдости и мягкости согласных звуков на письме.
Методика:Предлагаются 4 слова, например с пропущенным гласным после л: кол_ска, невал_шка, л_мпа, цыпл_та. Учитель говорит, что детям предложены слова с твердым и мягким согласным л. Одно слово нужно закрыть- оно лишнее. В трех остальных случаях л звучит одинаково. В конце игры все объясняют и проговаривают, игру можно сопровождать записью слов.
Игры и занимательные упражнения на правописание парной согласной
- Игра «Только минус»
Цель: продолжить закреплять навык проверки парных звонких и глухих согласных.
Методика:На доске записаны вперемежку слова с парными согласными в сильных и слабых позициях.
Нужно списать только те слова, в которых есть парные согласные в слабых позициях, и обозначить такие согласные знаком «-».
Сборы, гром, поход, парус, ветер, остров, поляна, березка, палатка, пень, травка, пароход, клен, рыбка, лодка, разведка, тополь, деревья, крошки, карась, рубашка, дорога, нитки, поплавки.
В следующий раз можно поиграть с «+», отмечая слабые позиции «-», а сильные- «+».
- Игра «Сильный- слабый»
Цель: формировать навыки проверки написания парных звонких и глухих согласных.
Методика:игроки 1 команды называют слово с парной согласной в слабой позиции, а ученики 2 команды- это же слово в сильной , затем они меняются ролями.
- Игра «Скажи наоборот»
Цель: научить детей выделять в языке слова с противоположным смыслом, выявить их взаимосвязь. Игра способствует расширению словарного запаса развивает мышление.
Методика: (2 человека или 2 команды.) на доске записаны 2 столбика слов. Нужно произнести звуки каждого слова в обратном порядке и записать полученные слова рядом с данными.
Куль- куб-
ноль - короб-
лещ - муж-
ель- брак-
краб- яр-
год- ешь-
можно провести игру со словами: раб, торг, дог, пыж, горб, лед, куб, лен, лей, лоб, люк, год, шей, шел, лещ, краб.
В игре может участвовать весь класс .Детям дается аналогичное задание на 5 минут. Победителями считаются те, кто правильно запишут наибольшее количество слов.
- Игра «Сколько звуков ш?»
Цель: определение последовательности и количества звуков в стихотворение.
Методика: на доске записано стихотворение В. Приходько. Нужно сосчитать сколько звуков ш в этом стихотворении. Победитель тот, кто сосчитает все звуки ш в стихотворении. Текст можно раздробить, включая в орфографические минутки на уроках.
Пешком шагали мышки по узенькой дорожке
От деревушки Пешки до деревушки Ложки.
А в деревушке Ложки у них устали ножки.
Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.
И пели по дорожке, и щелкали орешки-
От деревушки Ложки до деревушки Пешки.
Пешком идти не близко, когда идешь обратно,
А на пушистой киске и мягко, и приятно.
Если кошке по пути- отчего не подвезти.
- Упражнение «Грибы»
Цель: продолжать закреплять подбор слов к заданным схемам, развитие воображения, внимание, мышление.
Методика: в 3 классе рекомендую постоянно обращаться к звуковой схеме слова. Разберем фрагмент урока.
- Отправимся за грибами. Какие съедобные грибы знаете? Прочитайте стихотворение. Будете писать его по памяти.
А во мху, как на подушке,
Чье-то беленькое ушко,
И за ним еще штук пять.
Это грузди! Надо взять.
- О каких грибах идет речь? Сколько грибов положили в кузовок? (Шесть.)
- Где нашли грибы? (Во мху.)
- Что это значит? (Грибы любят сырые места.)
- Составьте звуковую схему слова грузди. Охарактеризуйте звуковой состав слова.
- Если вы найдете только один гриб, как вы скажете? Составьте звуковую схему слова груздь. Сравните написание слова грузди и груздь.
- Звучание слова груздь совпадает со словом грусть. Прочитайте: грусть, значит, грустить. Подберите близкие по смыслу слова к слову грустить. (Горевать, тосковать, печалиться, огорчаться, кручиниться.)
- Составьте звуковую схему слова грусть. Что вы заметили?.
- Упражнение « Родственные слова»
Цель: дать понятие о родственных словах.
Методика: наблюдая собственное произношение, ученики самостоятельно делают выводы.
Сад, садовый, посадить, посадки,садовник.
Соль, солёный, посолить, соленья, рассол.
Огород, огородник, огороды.
Везла, везет, повезет, вез.
- Упражнение «Имена прилагательные»
Цель: повторить и закрепить полученные знания об имени прилагательном как части речи.
Методика: соедини линиями прилагательное с существительным, к которым они относятся.
Большой астры
Глубокая солнце
Красные река
Золотое котята
Глупые крокодил
- Упражнение «Замени слова»
Цель: обобщение знаний об имени прилагательном.
Методика: записать текст, заменив слово «большой» подходящим по смыслу словами.
Слова для замены: огромный, мощный, глубокий, тяжелый, значительный, длинный.
Большой корабль грузчики разгружали большими кранами. Из больших трюмов они поднимали большие тюки с товаром и перемещали их на большое расстояние. Затем эти тюки грузили в большие железнодорожные составы и отправляли в большие города.
Упражнения для выделения ударного слога.
1.Составить графическую схему
Цель: формировать умения находить и выделять ударный слог в слове.
Методика: Составить графическую схему слогового состава слова, отметить ударение. Слог обозначается прямоугольником., ударение- наклонной черточкой над соответствующим прямоугольником.
Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены.
- 2. Разложить картинки ( море, груша, грибы, рама, дома, забор, мешок, стакан, белка, сумка, карандаш, молоко, сорока) под схемами.
Цель: формировать умения находить и выделять ударный слог в слове, строить схемы слов.
- 3. Изменить ударение в словах
Цель: закрепить умения находить ударный слог в слове.
Методика: логопед называет одну из форм слова. Дети должны изменить ударение, назвав другую форму слова.
Примерные слова: совы, глаза, лисы, ноги, руки, дома, губы, стены.
- 4. Записать слово
Цель: развитие умений ставить ударение, делить слова на слоги, различать ударные и безударные слоги, строить схемы слов .
Методика:Записать слово по слогам, подчеркнуть ударный слог.
Берег, вокруг, восток, герой, народ, мебель, облако, картина, одежда,пальто, ракета, яблоко, язык.
- 5. Отметить в записанных словахударение
Цель: закрепить у детей понятие об ударении.
Методика:учить детей находить ударный слог и ударный гласный звук в двусложных словах.
Рыба, заяц, липа, горе, соки, тихо, руки, ходит, водит, светит, греет, красный, синий, горький, лепит, нежный, птица.
- Обозначь ударную гласную.
Цель: создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном .
Методика:рассмотри картинки. Правильно поставь ударение в словах. Обозначь ударную гласную.
Замок-замок
Кружки- кружки
Стрелки- стрелки.
7.Выпиши выделенные слова. Поставь в них ударение
Цель: создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном .
Методика: Прочитай стихи.
От удивленья охнул кок
И почесал затылок.
Капустный бросился вилок
Вскачь от ножей и вилок.
Иголка ходит вверх и вниз
Вот листья появились
Ест Аленушка ирис
А вышивает ирис.
Скорей, сестра на рыб взгляни
Попались на крючок они.
В ведерко руку окуни
Не бойся- это окуни.
8.Прочитай сразу 2 предложения
Цель: создать условия для формирования представления об ударении, ударном и безударном .
Методика:найди слова с одинаковым написанием, но различным звучанием. Начерти схемы этих слов. Спиши предложения.
Лена мела пол.
Вера принесла кусок мела.
Эти горы высоки.
На склоне горы паслось стадо.
В Карелии красивые озера.
В нашей местности нет озер.
Мой руки перед едой.
Она не подала ему руки.
9.Упражнение «Стук- постук».
Цель: Формировать представления об ударении, ударном и безударном слогах; развивать умение.
Методика:(3 команды.) логопед стучит по столу или по коробочке столько раз, сколько слогов должно быть в слове, и один из ударов делает сильнее, громче других. Игроки каждой команды должны по очереди назвать соответствующее слово.
Игру рекомендуется проводить в таком порядке:
- двухсложные слова с ударением на 1-м слоге: мама, школа.
- двухсложные слова с ударением на 2-м слоге: рука, стена.
- трехсложные слова с ударением на 2-м слоге: дорога, корова.
- трехсложные слова с ударением на 3-м слоге: молоко, голова
- трехсложные слова с ударением на 1-м слоге: дерево, солнышко.
Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
- Упражнение «Где ударение?»
Цель: самим правильно поставить ударение в словах.
Методика: логопед называет двух- трехсложные слова с ударением на разных слогах, например:
речка, стена, ласточка, молоко, собака, дерево, деревья, работа, колесо, ножницы, карандаш, урок, грамота и др.
игроки поднимают карточки с цифрой- порядковым номером ударного слога.
- Упражнение «Вышиваем слова».
Цель: формировать умения находить и выделять ударный слог в слове.
Методика:Слова можно «вышивать» крестиками. Для этого ударный слог нужно изобразить большим крестиком, а безударный- маленьким, например: Х х – школа; х х Х – петушок и др.
- Упражнение «Быстрый диктант».
Цель: повторить и закрепить полученные знания.
Методика: Под диктовку нужно записать только одну гласную букву ударного слога. Например, диктуется слово работа, а записать нужно только букву о.
Берёза, крапива, яблоки, медведи, девочка, утята, игрушка, вишня, рубашка, крыжовник, вагоны, охота, сапоги.
Комплекс игр и занимательных упражнений на правописание безударным гласным звуком в корне
- Игра «Поединок»
Цель: обобщать знания детей о проверяемой безударной гласной в корне слова.
Методика: Играющим вручаются списки односложных слов. Каждый игрок по очереди читает слово из своего списка, а «противник» в ответ изменяет слово так, чтобы ударный гласный оказался в слабой позиции.
Стол, сад, пол, лист,мост, винт, глаз, снег, шип, рог.
Игрокам можно предложить и другой вариант: списки двухсложных слов с корневым гласным в слабой позиции. Нужно подобрать по два слова так, чтобы этот гласный оказался в сильной позиции:
Дома, дожди, зима ,трава, река, носы ,нога, змея, возы, ходить, коты, мосты.
- Игра «Чей ряд лучше?»
Цель: умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.
Методика:У каждого ученика набор сигнальных карточек с буквами А, О, Е, И, Я. Все буквы разного цвета.
Ведущий называет слова с безударными гласными в корне. Дети поднимают карточку с нужной буквой.
трава тянуть
роса скала
змея стекло
хитрец кисель
смягчить глядеть
кольцо краснеть
перо точить
чистота длина
храбрец трясти
окно пчела
- «Конкурс знатоков»
Цель: умение определять сильные и слабые позиции гласных звуков.
Методика: На столе обратной стороной вверх разложены карточки со словами, в которых пропущены безударные гласные в корне. Ученики выбирают карточку, читают слово и говорят, какую гласную нужно вставить в каждое слово и как проверить.
Например: зм_я, б_рец, скр_пит, р_гатый, д_машний, пог_сить, пч_ла, т_шина, ч_совой, в_дяной, в_рить, кр_снеть и др.
- Игра «Кто быстрее»
Цель: умение находить среди множества слов нужное; умение находить проверочные слова к изучаемой орфограмме.
Раздаточный материал: карточка из плотной бумаге, на которой записаны слова с пропущенной орфограммой, фишки для закрывания слов.
Методика: ( 2 ком. по 5 человек) на доске записаны слова с безударными гласными в корне
Игрокам нужно вставить пропущенные гласные и записать по два проверочных слова.
К_л_сок- д_р_вянный
Г_л_ва- з_л_неет
В_л_сок- в_с_литься
Д_р_гой- в_ч_рок
М_л_дой- д_ш_веет
- Игра «Кто больше?»
Цель: умение подобрать проверочные слова к пропущенной орфограмме.
Методика: Ведущий называет слово с безударной гласной в корне. Игроки должны за одну минуту подобрать и записать как можно больше слов проверочных к данному.
Выигрывает тот, кто больше всех подберет проверочных слов.
Можно провести игру наоборот: ведущий называет проверочное слово, а игроки подбирают слова с безударной гласной.
гр.за - …
сл.ны - …
с.лач - …
м.сты - …
в.рить - …
дер.во -…
п.ро - …
т.шина - …
з.мля - …
сн.жинка - …
тр.ва - …
пч.ла - …
ст.кло - …
р.са - …
- Игра «Различай на слух»
Цель: умение подобрать проверочные слова к пропущенной орфограмме.
Методика:Ведущий читает каждому из игроков по четверостишию. Нужно найти в тексте слова, которые одинаково произносятся, но пишутся по- разному и объясняют их правописание.
Мама простыни стирала
И на речке полоскала.
К дочке кошка подбежала,
Дочка кошку поласкала.
Гири брат мой поднимает,
Свою силу развивает.
А на крыше мой флажок
Развевает ветерок.
К старости наш дедушка
Очень поседел.
Он в саду на бревнышко сел и посидел.
7.Игра «Спрашивай – ответим»
Цель: умение самостоятельно составлять слова с безударной поверяемой гласной в корне слова.
Методика: (2 ком. по 4 чел.)
Каждый игрок готовит по 2слова с проверяемой безударной гласной. Игрок 1- й команды задает вопрос игроку 2- й команды, например: «Какая безударная гласная в слове стрелять и как ее проверить?» Тот отвечает : «Безударная гласная Е, проверяем: СТРЕЛЫ». Затем другие игроки задают свои вопросы. После этого команды меняются ролями.
- Игра «Е и ё»
Цель: умение подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.
Методика: (2ком.по 5 чел.)Для каждой команды на доске записан столбик слов с безударной гласной Е.
Каждый игрок должен в одном слове поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную Е и записать справа проверочное слово. Выигрывает команда, которая правильно и быстро справиться с заданием.
Сестра- бревно-
Пчела- стекло-
Слеза- весло-
Весна- зерно-
Черта- гнездо-
Игру можно повторить со словами: нести, пестреть, тереть, темнеть, лететь, тепло, легко, кленовый, медовый, ледяной.
- Игра «Эстафета»
Цель: умение подбирать проверочные слова к слову с пропущенной орфограммой.
Методика:Команды получают карточки со словами.
По сигналу ведущего каждый игрок вставляет пропущенную букву в одном слове, пишет рядом проверочное, после чего передает карточку сидящему за ним. Последний игрок заканчивает работу и возвращает карточку ведущему.
Гр_за р_ды м_сты
М_ста в_рить кр_чать
Сл_ны т_шина б_жать
Сл_ва д_ла д_ревья
Х_лмы з_мля р_ка
М_ря сн_га с_лач
Ч_сы т_гренок п_ля
Ст_лбы кр_ты д_жди
Корнесловная работа
- 1. Выделить «родственника (или родственников) с указательным пальцем»:
Цель: создать условия для развития умения выделять корень, подбирать группу однокоренных слов.
а) садовник сад садовый;
б) часы час часовщик часики часовой
в) лиса лисий лисичка лес
г) снежок снежинка снеговик Снегурочка.
Определите на что он указывает.
- 2. Определите в каком домике (А или О) живут «родственники»:
Цель: создать условия для развития умения выделять корень, подбирать группу однокоренных слов.
В_рить, в_реный, в_ренье.
- 3. Расселите «родственников» в домики Е, И, Я.
Цель: закрепить родственные слова, выделение корня в них.
П_терка, п_чет, п_сать, п_так, п_чник, п_сьмо, п_сатель.
4.Определите, в каких домиках живут слова с пропущенными буквами. Почему они произносятся одинаково, а живут в разных домиках?
Цель: закрепить родственные слова, выделение корня в них.
Серый волк и густом л_су
Встретил рыжую л_су.
- Соберите «родственников» на семейный ужин.
Цель: закрепить родственные слова, выделение корня в них.
В каком домике они соберутся? Почему?
а) Что ж он видит? -Прекрасивых
Двух коней золотогривых
Да игрушечку-коня
Ростом только в три вершка.
б)Пред глазами конный ряд:
Два коня в ряду стоят,
Молодые вороные,
Вьются гривы золотые…
в)Повели коней в конюшни
Десять конюхов седых…
Упражнения для самостоятельной работы
Тема. Однокоренные слова.
Цель: развитие умений находить корень в слове, рапознавать группы однокоренных слов.
1 Упражнение
Выпишите из предложений пары однокоренных слов. Выделите в них корень.
Под осиной растёт подосиновик.
Под берёзой растёт подберёзовик.
Запиши родственные слова в столбики:
Стол, двор, столик, дворник, столовая, дворик, дворовый, столяр.
Проверьте себя!
В первый столбик вы записали однокоренные или родственные слова с корнем стол:
стол, столик, столовая, столяр.
А во второй столбик поместили однокоренные слова с корнем двор:
двор, дворник, дворик, дворовый.
2 Упражнение
Подберите к данным словам однокоренные слова по образцу:
Мыло – мыльница гусь – гусёнок
суп - супница лиса -лисёнок
хлеб - хлебница тигр -тигрёнок
сахар - сахарница аист - аистёнок
Какое слово «лишнее»?
Лес, лесной, лестница, лесник.
Гора, гореть, горный, пригорок.
Тепло, теплица, тёплый, жаркий.
Спишите только однокоренные слова, выделите корень.
Тема. Написание заглавной буквы.
Цель: углубить представление детей о написании заглавной буквы в именах собственных и географических названиях.
1 Упражнение
Послушайте текст и придумайте к нему заголовок.
Объясните написание заглавной буквы в словах.
Летом Катя и Иван жили в деревне Сосновка. По утрам Катя кормила кошку Мурку, а Иван – собаку Рекса. Во дворе у дедушки Гриши жили корова Бурёнка,
коза Милка и петух Крикун.
2 Упражнение
Незнайка написал нам письмо о своём сказочном городе.
Прочтите его. Всё ли верно в этом письме?
В нашем сказочном городе живут коротышки. В городе у нас очень красиво. Вокруг каждого дома растут цветы: маргаритки, ромашки, одуванчики. Здесь даже улицы называются именами цветов: улица колокольчиков, ~ аллея ромашек, бульвар васильков.
А сам город называется цветочным городом. Он стоит на берегу ручья. Этот ручей коротышки называют огурцовой рекой, потому что по берегам ручья растёт много огурцов.
Приезжайте к нам в город!
Исправьте ошибки Незнайки.
Тема. Слог. Перенос слова.
Цель: формировать умение переносить слова с одной строки на другую.
1 Упражнение
Хлопайте в ладоши, если слышите слово, которое нельзя разделить дляпереноса:
парта, машина, ясень, стол, дерево, яма, ручка, оса, ухо, брюки, глаз, эхо, космос, урок.
2 Упражнение
К нам на урок пришёл Незнайка.
Он выполнял домашнее задание и просит нас его проверить: -
Перенёс слова Незнайка:
За-йка, ле-йка, чайн-ик, майк-а,
У-ши, ше-я, ло-б, гла-за,
О-вцы , ут-ки, ко-нь, ко-за.
Где ошибки? Вот вопрос!
Кто исправит перенос?
ПЕРЕНОСИ ПРАВИЛЬНО!
Зай-ка, лей-ка, чай-ник, май-ка,
Уши, шея, лоб. Эти слова не переносятся
гла-за, ов-цы, ут-ки, конь – один слог – не переносится и ко-за.
3 Упражнение
Вспомните: в году 12 месяцев и 4 времени года:
Весна, зима, лето, осень.
Запишите сначала весенние месяцы, ~затем зимние, ~ потом летние и осенние. Разделите слова для переноса.
Слова для справок: январь, июнь, апрель, октябрь, декабрь, август, июль, май, ноябрь, февраль, сентябрь, март.
Проверьте себя:
Весенние месяцы: март, ап-рель, май.
Зимние месяцы: де-кабрь, ян-варь, фев-раль.
Летние: июнь, июль, ав-густ.
Осенние месяцы: сен-тябрь, ок-тябрь, но-ябрь.
Тема. Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.
Цель: сформировать представление о том, что произношение ударного гласного не расходится с его обозначением на письме;
обозначение безударных гласных на письме может расходиться с произношением.
1 Упражнение
Помогите Диме и Коле среди однокоренных слов найти проверочное.
Бежать – бег, бегать.
Плясать – пляска, пляшет, пляшущий.
Запишите цепочки слов. Выделите безударные гласные и корень слова.
2 Упражнение
Какими буквами обозначены безударные гласные в словах?
Ночлег кормушка
трава вареник
силач плясать
снежок полетел
мячи грибной
3 Упражнение
Помогите Коле надо найти пары слов, в которых на втором месте стоитпроверочное слово:
грибной – гриб
тяжёлый – тяжесть
речной - речка
4Упражнение
Диме надо записать слова с проверяемой гласной – проверяемойорфограммой.
А Коле надо записать слова с непроверяемой орфограммой.
Помогите ребятам. Распределите слова в два столбика.
Р_бята, б_льница, п_суда, зв_зда, пл_ток, зап_сали, л_ства, _дежда, л_нивый, м_л_ток., сн_говик, к_пуста.
Проверьте себя:
Слова с проверяемой орфограммой: Слова с непроверяемой орфо граммой:
Больница ребята
звезда посуда
записали платок
листва одежда
ленивый молоток
снеговик капуста
Тема. Мягкий знак на конце и в середине слова.
Цель: умения использования мягкого знака для обозначения мягкости согласных в конце и середине слова.
1 Упражнение
Отгадайте загадки и запишите отгадки. Подчеркните букву, обозначающую мягкость согласных звуков.
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось).
Спит или купается,
Всё не раздевается;
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (Гусь)
2 Упражнение
Игра «Измените слово» с помощью мягкого знака.
Например, стал – сталь
шест - шесть
кон - конь
брат - брать
удар - ударь
3 Упражнение
Запишите по три пары слов из каждого столбика, подчеркните букву«мягкий знак».
Банка - банька
галка - галька
пенки - пеньки
горка - горько
булка - Булька
Тема. Правописание буквосочетаний с шипящими звуками.
Цель: умения использования правильного письма в словах сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
1 Упражнение
Игра «Какие буквы «убежали»?
Малыши, машина, стрижи, груши, лыжи, моржи.
Запишите эти слова. Вставьте буквосочетания жи или ши.
Свеча, чашки, кочан, роща, пища, туча,
счастье.
Запишите эти слова.
Подчеркните буквосочетания ча и ща.
2 Упражнение
Всё обдумай, не спеши, а потом уже пиши:
Чучело, чудо, чудеса, тащу, чулок, речушка, щуплый, щука.
Спишите слова, вставляя нужное сочетание букв. ~ Подчеркните изученную орфограмму.
3 Упражнение
Помогите Чебурашке восстановить текст.
Малыши ходили в рощу. Там озеро. У берега качались камыши. Над водой летали чайки и стрижи.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. В конце предложений ставьте точку.
Подчеркните орфограммы.
Проверьте себя: